Правительство РФ не поддержало законопроект о взимании штрафов с авиакомпаний за овербукинг.

19 ноября
По информации агентства, в проекте отзыва, подготовленном комиссией по законопроектной деятельности, правительство призывает учесть, что овербукинг используется перевозчиками, в том числе иностранными, для минимизации убытков, вызванных отказом некоторых пассажиров от перевозки.

«Полагаем, что проблему продажи перевозчиками билетов в количестве, превышающем количество мест в салоне воздушного судна, целесообразно решать путем внесения в Воздушный кодекс РФ изменений, предусматривающих предоставление перевозчиком компенсационных выплат пассажирам при изменении условий договора воздушной перевозки по инициативе перевозчика», — отмечается в документе.

Кроме того, в правительстве считают, что следует установить «обоснованную в связи со сложившейся международной практикой шкалу в зависимости от протяженности маршрута и времени задержки прибытия пассажиров в аэропорт назначения».

Напомним, законопроект о введении ответственности авиакомпаний за овербукинг внесен в Госдуму депутатами в декабре 2018 года. Документ предполагает штрафы в размере от 50 до 100 тыс. рублей. Если перевозчика поймают на овербукинге повторно, ему придется заплатить до 200 тыс.

Согласно тексту законопроекта, к ответственности следует также привлекать и недобросовестных менеджеров. Штраф для должностных лиц авиакомпаний составит от 10 до 15 тыс. рублей за первое нарушение и до 30 тыс. — за повторное.

Overbooking в переводе с английского означает «сверхбронирование». В данном случае речь идет о том, что авиакомпания продала больше билетов на рейс, чем самолет может вместить. Такая практика действительно существует, поскольку по статистике около 10% пассажиров не улетают рейсом, на который они купили билет. В итоге часть мест пустует. Авиаперевозчик продает больше билетов, чтобы получить дополнительную прибыль или не повышать стоимость рейса.

Цель авиакомпаний не в том, чтобы перед посадкой на рейс получить проблемы с «лишними» пассажирами, а в том, чтобы количество пассажиров совпало с количеством кресел в самолете. Для этого используются статистические данные и научные математические модели, определяющие возможное количество перепродаж на каждом рейсе. Такая стратегия чаще всего оправдывает себя, но иногда возникают конфликтные ситуации, когда наука и статистика не срабатывают, и к вылету прибывает больше пассажиров, чем нужно.

Как же решается эта проблема в мировой практике? Овербукинг легализован в США и Европе. Там за него никого не наказывают и не штрафуют. Но, при этом, законодательство предусматривает значительные компенсации самим пассажирам, оказавшимся «лишними» на рейсе. Такой подход, с одной стороны, не мешает авиакомпаниям повышать заполняемость рейсов, а с другой, не позволяет злоупотреблять. Зачастую компенсация, причитающаяся пассажиру, может превышать стоимость перелета. При этом, авиакомпания не освобождается от обязанности доставить пассажира в пункт назначения.

За многие годы сложилась определенная практика решения проблемы перепродаж. Не редко, при наличие возможности, лишних пассажиров эконом-класса пересаживают в бизнес-класс и обслуживают за счет авиакомпании по высшему разряду. Либо, выплатив немалую компенсацию, перевозят следующим рейсом или рейсом авиакомпании-партнера. Причем, чаще всего предлагают пассажирам добровольно оказаться «лишними». Здесь добровольцев может оказаться больше, чем перепроданных мест. На рейсе всегда найдется немало тех, кто не особо спешит и готов задержаться на несколько часов в аэропорту вылета, получив немалую компенсацию. Некоторые категории пассажиров, например студенты надеются попасть на овербукинг, чтобы не только компенсировать свои затраты на перелет, но и возможно даже остаться в плюсе.

В России же овербукинг нелегален, но, по мнению опрошенных экспертов, авиакомпаниями также практикуется. А в российских реалиях пассажиры оказываются незащищенными законом. Авиаперевозчик, даже при наличии желания, не может признаться в умышленной перепродаже билетов, выплатить компенсацию и разойтись с пассажиром миром. От этого нередко возникают конфликтные ситуации.

Поэтому, согласно российской традиции, и появился карательный законопроект об овербукинге. Но он не предусматривает никаких компенсаций пассажирам, а лишь штрафы в бюджет. К тому же, карательные меры могут еще больше усугубить проблему. Существует немало ситуаций, при которых применение данного закона может привести к непредсказуемым последствиям.

Предположим, перед вылетом в кабине пилотов сработала сигнализация о неисправности одной из систем. Авиакомпания присылает резервный борт, а там оказывается другая компоновка салона и на несколько кресел меньше. Вот вам и овербукинг. Справедливо ли наказывать перевозчика за то, что он не повез вас на неисправном самолете? И как он поступит в следующий раз в аналогичной ситуации после такого наказания?

Необходимо не карать, а напротив, легализовать овербукинг, обложив авиакомпании существенными компенсациями в пользу пассажира. Такой закон превратит ситуацию из проблемной, в обыденную, выгодную и авиакомпании, и пассажиру. Всё это давно поняли во всем мире, и только мы до сих пор пытаемся идти своим уникальным путем. Но почему же мы все ещё упорно учимся на своих ошибках и не желаем быть умными, изучая ошибки и опыт других?

Другие новости компании

Small2
24 марта

На железной дороге и в аэропортах по всей стране принимаются дополнительные меры безопасности.

Досмотр путешественников при входе в здания вокзалов и аэровокзалов занимает больше времени.
Small2 kurs2
21 марта

C 21 марта курсы валют авиакомпаний составят: 1 EUR = 100.50 руб., 1 USD = 92.00 руб.

Курс авиакомпаний, в соответствии с резолюцией IATA (Международная ассоциация воздушного транспорта), обновляется по средам на основании курсов, публикуемых ЦБ на вторник (результаты торгов понедельника) с округлением до 0.50 RUB в большую сторону. Вы можете проверить курс валюты на сайте: Центрального банка Российской Федерации.
Small2
15 декабря

Краснодарский аэропорт планирует возобновить работу до конца 2023 года.

От результата пробного полета будет зависеть, сможет ли аэропорт продолжить свою деятельность.
Small2
23 ноября

Авиакомпания "Победа" объявила распродажу авиабилетов.

Акция продлится с 23 по 26 ноября 2023 года.